На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Смелые мысли

428 подписчиков

Playboy и конец эпохи или Прекрасная Эпоха, версия 2.0

В конце прошлого года проскочили два знаковых сообщения: (1) Playboy больше не будет печатать фото голых женщин; (2) Penthouse прекращает выпуск печатной версии и полностью уходит в Инет. Казалось бы, что нам с судьбы двух, не очень пристойных по меркам России журналов? Но на самом деле это Великий Знак!

Знак завершения целой эпохи.

Для начала давайте разберёмся: что из себя представляют эти два журнала? Лидеры и флагманы целого направления журнальной индустрии, самые откормленные и знаменитые из т. н. "мужских" журналов, "журналов для взрослых", а говоря прямо – слегка причёсанные и причипуренные в пристойность эротические (софт-порно) издания... На первый взгляд. А на самом деле это софт-порно – не более чем замануха, конфетка, которая привлекала читателей для главного: и Playboy, и Penthouse были и до конца оставались главной рекламной площадкой для пропаганды и рекламы красивой западной жизни. Эдакая афиша того самого среднего класса, который был основой и главным действующим лицом западного образа жизни. И вот сейчас оба журнала уходят в небытие... по всей видимости потому, что уходит в небытие сам средний класс.

Немного истории

Playboy появился в 1953 году и тут же стал дико популярным. Только и исключительно потому, что печатал обнажёнку. Но хитрый издатель сумел удержаться от пошлости, акцентированного эротизма в пользу высокой художественности собственно эротических материалов. А главное, набил издание под завязку явной и неявной рекламой атрибутов красивой жизни. Говорили даже об "идеологии Playboy" – идее сильного, богатого мужчины, окружённого красивыми вещами. В том числе и красивыми женщинами, которые чувствуют себя за спиной этого мужчины, как за каменной стеной. Основной аудиторией Playboy изначально был тот самый средний класс: главы в меру состоятельных семей, имеющие устойчивую работу, хорошую зарплату, способные позволить своей жене не работать и вести домашнее хозяйство. Ну и кое-какие излишества: от дорогих престижных часов, до второй женщины на стороне. Ну или, по крайней мере, такие, которые могут реально рассчитывать дорасти в обозримом будущем до такого уровня... По крайней мере, считающие что могут на такое реально рассчитывать. Такой подход позволил Playboy не только набрать популярность, но и зарекомендовать себя как вполне респектабельное издание. Это журнал, печатающий голых тёток, в пуританской-то Америке! Оцените, однако!

Естественно, успех не мог не вызвать появления подражателей. Самым успешным из них стал появившийся в 1965-м британский Penthouse. В целом журнал повторял прообраз, но позволял себе чуть больше вольностей в эротических картинках (дамы порой разводили ножки), из-за чего в США получил статус настоящей порнографии.

И вот сейчас оба издания готовятся уйти в небытие. Нет, явно об их окончательном закрытии пока не говорят, но давайте не будем наивными: без голых тёток Playboy никому не нужен, от слова вообще, а прекращение бумажного издания и переход журнала в чисто сетевой формат для 99.(9)% изданий – предпоследний шаг перед полным и окончательным превращением в факт истории. Конечно, две такие огромные империи не умирают в один день, но... вот например израильское издание Playboy было закрыто решением суда потому что... зажало зарплату сотрудников за несколько месяцев... Playboy и задержки зарплаты?!!!!

Так что же произошло?

Прекрасная Эпоха, версия 2.0

После Второй Мировой войны начался бурный рост экономики, развитие науки (вызванное гонкой вооружений и началом Холодной Войны, но и гражданским тоже перепадало), искусства. И хотя в искусстве было много спорного, сам факт бурной эмоциональной и интеллектуальной жизни никто не отрицает. На этой волне вырос западный средний класс, ставший костяком и сутью общества потребления. А ещё активно раскручивалась идея свободы, находившая порой весьма экзотические проявления. Одним из таких проявлений стала сексуальная революция. Playboy вошёл в эту волну имея огромную фору, Penthouse вскочил на подножку в последний момент, но оба оказались на гребне волны, во многом сами участвуя в её формировании и нарастании.

Сегодня, на просторах (б)СССР нарастает волна ностальгии по советскому прошлому. Но и на Западе фраза "неповторимые семидесятые" уже стала устойчивым мемом. 70-е – 80-е годы, вершина развития капитализма, когда положительные плоды монополизации уже проявились, а её пагубные последствия были ещё впереди. Сказывалось и соперничество социальных систем: капитализм противопоставил социалистическому лагерю высокий уровень бытового потребления и необузданную личную свободу. В определённых рамках, ессно, но кто ж эти рамки мог разглядеть? И не только из-за Железного Занавеса, а и у себя под носом. Добавим сюда бурный рост науки, достижения которой тут же переносились в быт, что заметно улучшало качество жизни.

А ещё контраст с ужасами войны, закончившейся совсем недавно: 30 – 40 лет назад, многие солдаты II Мировой были ещё относительно молоды, а дети войны, помнившие на собственном опыте бомбёжки Лондона и Дрездена, так вообще были на гребне жизненных сил и собственной карьеры.

И свобода, свобода, свобода, вершиной которой стала, как уже говорилось, сексуальная революция. Насколько велика была свобода в те ещё года, можно судить хотя бы потому, что в неповторимые 70-е во многих странах Европы легально(!) издавали и свободно продавали в любых киосках(!) журналы с детским порно! Причём не софт, а самый полноценный хард. На этом фоне Playboy и Penthouse были действительно вполне себе респектабельными изданиями... Но не только сексуальная революция: свобода слова, предпринимательства, ведь именно тогда зародилась легенда о "двух студентах в гараже", создавших гениальное изобретение и на этом ставших миллионерами. И тогда такие примеры были: те же Стив Джобс и Билл Гейтс.

Наука тоже двигалась вперёд семимильными шагами. Появились первые персональные компьютеры (спектрумы, атари и им подобные), любительская сеть FIDO (прообраз Интернета) и всё та же самая ш-ш-ш-вобода!!!! И ожидания дальнейших удивительных достижений в ближайшем будущем: Только что человек посетил Луну, значит и Марс не за горами! Скоро будут антигравитационные скейтборды и самозашнуровывающиеся ботинки (фильм "Назад в будущее" отнёс эти чудеса на 2015 год. Ха-Ха!).

Всё это создавало ощущение непрерывного праздника и давало вполне обоснованную надежду на то, что завтра будет ещё лучше.

60 – 80-е годы XX века были вершиной развития капиталистического общества, периодом расцвета Свободного Мира и Общества Потребления. Это время вполне можно назвать Второй Прекрасной Эпохой.

И вот обе витрины Общества Потребления в Свободном Мире закрываются и уходят в небытие. Это говорит о завершении эпохи. О том что и Свободный Мир, и Общество Потребления и средний класс, составлявший их суть и основу, уже в прошлом

Наступает эпоха очередного империалистического передела мира, мировых войн. А возможно, империализм таки дозрел до того, чтобы переродиться во что-то другое. И в этом другом мире уже не будет места ни среднему классу, ни обществу потребления: мировой финансовой олигархии они не нужны. Им нужно некоторое количество рабов, которые будут обслуживать элитное потребление этой самой олигархии. И рабов не стоит соблазнять картинами красивой жизни. Рабы должны потреблять как можно меньше ресурсов, чтобы как можно больше досталось олигархам. Потому красивые журналы о красивой жизни оказались излишними.

Ну а официальной причиной называют неспособность этих изданий конкурировать с интернетами. Вот интересно получается: индивидуальные исполнители, фотографы, писатели, даже разные порностудии через Инет таки зарабатывают, порой очень хорошо, а эти монстры не могут? Может и правда старый издательский бизнес не способен перестроиться под новые технические реалии? Или это только повод чтобы очередной раз поднять мутную волну копирастического срача и выдвинуть очередные обвинения против ресурсов и средств, обеспечивающих свободный обмен информацией в Сети? В принципе, это согласуется с предыдущим пунктом: рабам не нужны средства свободного общения. То-есть рабам бы и пригодились, но вот их хозяевам надо, чтобы у рабов этих средств не было. К чему и идём.

А моему поколению можно радоваться, что мы застали и видели своими глазами Расцвет Второй Прекрасной Эпохи на западе (из-за Железного Занавеса) и советский вариант Второй Прекрасной Эпохи (воочию). В СССР ведь тоже было много такого, что позволяет называть это время Прекрасной Эпохой без кавычек. Как и на Западе хватало своих косяков (которые умело прятали). Хоть будет что вспомнить.

ЗЫ: Последний свежак

Последний номер "классического" Playboy-я выходит (или уже вышел) в феврале, мартовский уже выходит в формате дешёвой подростковой эротики (PG-13), а этого добра сейчас на рынке – как говна в выгребной яме. Сможет ли некогда флагман конкурировать на этом, забитом по самое немогу и откровенно новом для него поле? Бывало, что приходящий на сильно забитый рынок монстр умудрялся растолкать всех и утвердиться. А бывало и наоборот. Но то что утвердится в том же ценовом диапозоне не выйдет – очевидно. Не ходит в этом сегменте покупателей с такими деньгами.

Картина дня

наверх