На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Смелые мысли

427 подписчиков

Самые смачные вундервафли современности. Сегодня – боевые летающие дроны

Вундервафля происходит от немецкого Wunderwaffe, что значит "чудо оружие". Мем (я имею в виду "чудо оружие") был придуман и активно форсился доктором Геббельсом в тот период Второй Мировой, когда спасти III Рейх от самого эпичного фэйла всех времён и народов могло только что-то и в самом деле чудесное. Согласно классической легенде Wunderwaffe это такая хрень, что одно её появление на поле боя тут же вынуждает противника сложить оружие, добровольно стереть из мировой истории все следы своего существования, после чего тихо и незаметно самоликвидироваться. Ну а вундервафлей такая хрень становится после первой же попытки реального боевого применения.

Появляются вундервавли как продукт жизнедеятельности сумрачного германского гения, британских учёных или плодотворного сотрудничества американского капитала с американским же недоумием.

В наши дни в режиме практической апробации находится несколько весьма смачных вундервафель. Чего бы на них не полюбоваться? Начнём с летающих боевых дронов (название-то какое придумали, сразу же возникает стойкая ассоциация с боевым фапом – одной из основных дисциплин в суровой подготовке диванных военов).

Для начала:

Шито ето за хрень?

Начать придётся издали. Довольно давно дети сделали себе игрушку – радиоуправляемую модель самолёта. Очень скоро в умные головы пришла мысль: поставить на модельку телевизионную камеру и подсматривать через эту камеры за противником на поле боя. Собственно это сделали сразу, как только видеокамеры стали достаточно компактными и крепкими чтобы пережить такое испытание.

И увидел Генерал что это хорошо. Реально хорошо.

а) Можно вести разведку в реальном времени и не рискуя при этом личным составом

б) Можно вести разведку долго

в) Можно получать информацию в удобной и наглядной форме

г) А если всё-таки собьют, то жалко, конечно, но не так как если бы сбили пилота.

Так появился разведывательный БПЛА (Без Пилотный Летательный Аппарат). Ну а мы, говоря БПЛА, будем иметь в виду именно разведывательный БПЛА. Потому как: и детская комнатная модель вертолёта, и ракета Фау-2, и геостационарный телевизионный спутник и даже Вояджер-1, путешествующий на самом краю Солнечной системы – всё это, строго говоря, тоже БПЛА. Аппараты, беспилотные, и все где-то летают.

Как только БПЛА появились, стало ясно каким требованиям они должны удовлетворять. БПЛА (разведывательный!) должен:

а) Летать долго

б) Летать медленно (чтобы можно было хорошо и в деталях разглядеть)

Вообще говоря, эти требования друг другу не противоречат: чтобы летать долго надо чтобы БПЛА имел малую нагрузку на крыло (отношение вес аппарата к площади крыльев, то-есть очень большие крылья при малом весе), а это, как раз и приводит к медленному полёту. Увы, это ещё самым пагубным образом отражается на манёвренности, а значит делает БПЛА уязвимым для средств ПВО. Но последнее худо-бедно можно пережить. Тем более что с ходом прогресса наметилось и решение: миниатюризация всего и вся. Мелкий, тихий, незаметный для радаров, радиоуправляемый соглядатай мог (и может!) отлично выполнять свои функции.

Как же оно стало вундервафлей?

Элементарно, Ватсон! В один не самый лучший день, в одну не самую умную голову пришла гениальная мысль: "Вот БПЛА выследил врага. А если бы при нём был ещё и пулемёт (гранатомёт, бомба, мухобойка – нужное подчеркнуть), то можно было бы врага в тот же момент и истребить! И даже выходить на поле боя не надо. Во!". Прямо мечта всех диванных военов. Американские генералы, для которых реальное боестолкновение всегда дело чрезвычайно болезненным, с радостью ухватились за идею, а американские же промышленники идею радостно поддержали и пробили офигенное финансирование.

Так родилась новая вундервафля. Поначалу все радовались, но по мере накопления боевого опыта от применения дронов корявая истина стала всё больше и больше вылезать из финансовых отчётов.

Так что же получилось?

Сейчас уже накопился богатый опыт боевого применения боевых дронов. В их активе множество уничтоженных свадебных кортежей, похоронных процессий и пьяных компаний на пикниках. Но вот в борьбе с хоть как-то вооружённым противником – увы и ах. Эти БПЛА кто только не шибал... Абхазы в своём противостоянии с Грузией сбивали их пачками, в Приднестровье били, сейчас в Новороссии, а во время крымского кризиса Российская Армия конфисковала аж целых 4 американских БПЛА (правда формально принадлежавших Украинской Армии) весьма оригинальным способом: дали залететь поглубже на свою территорию и включили средства радиоподавления. БПЛА послушно пошли на аварийную посадку... Этот случай, кстати, должен здорово охладить головы тех, кто думает применять любительские модельки в боевой обстановке. Не далеко они улетят в условиях активного применения РЭБ.

А что пошло не так?!!!

Вспомним требования к разведывательному БПЛА. Вспомнили? Заодно вспомнили какие ограничения эти требования накладывают на лётные качества аппарата: он будет медленным, он будет неуклюжим, очень плохой манёвренности. Учтём также что управляют этим аппаратом по радиоканалу, забитому помехами, ориентируясь только на показания телеметрии, что тоже не упрощает выполнение разных хитрых манёвров, типа увернуться от ракеты при заходе на цель. И управляет им вовсе не мастер-пилот, а солдат-срочник-вчера-из-учебки. Единственная защита от ПВО для такого аппарата – мелкость и незаметность. Ну и дешевизна ещё, чтобы когда собьют не жалко было.

А теперь представьте что Вы хотите прикрутить к такому драндулету хотя бы пулемёт. Пулемёт имеет определённый вес, который надо поднять и даёт отдачу, которую БПЛА должен как-то пережить. Драндулет сразу же вырастает в размерах. Причём заметно вырастает. Если мы хотим стелс – вырастает ещё больше, бо пулемёт должен быть во внутреннем боксе. А если пулемёт подвешен на консоли – прощай стелс, здравствуйте вражеские радары. Дальше возникает проблема прицеливания. Проблема большая, бо прицеливать надо не штурмовик СУ-25, а весьма громоздкий и неповоротливый аппарат. Кстати, если стрелять будет управляемой ракетой – ситуация не на много лучше. Не будем прицеливать весь аппарат, будем поворачивать только пулемёт? Драндулет станет ещё больше и о всякой стелсовости придётся вообще забыть.

Короче. Вместо маленького и незаметного соглядатая мы получаем дуру размером с ИЛ-2, но при этом по скорости и управляемости слегка уступающую первым дирижаблям с педальным приводом (тем которые одна тысяча семьсот какого-то года выпуска). Результат взаимодействия такого драндулета с любой системой ПВО немного предсказуем.

Вывод?

Вундервафля!!!

Отстреливать пьяные компании в неположенных местах в реальном времени – способен, для реальной борьбы с вооружённым и организованным противником – непригоден. Что мы и наблюдаем на опыте. Обратите внимание: даже Бен-Ладена ликвидировали взводом спецназа, а не этой вундервафлей.

А можно ли что-то исправить?

IMHO, да. Но для этого надо обратиться к обычной, гражданской робототехнике. Как там устроено? На каждую технологическую операцию выделен свой робот, который делает своё дело (один – поставить заготовку в станок, другой – вынуть заготовку из станка...) и делает хорошо. Зато не способен сделать что-то другое. И никто не пытается сделать робота способного заменить Дядю Васю с 50-летним стажем, который может по кривому наброску главного конструктора подобрать заготовку, отточать, фрезеровать, просверлить, закалить и предъявить опытный образец ствола нового ружья. Так почему кто-то думает что можно сделать то же самое в военной области?!!!

Война – тот же технологический процесс, который тоже разбит на технологические операции. И для каждой – свой робот. От противопехотной мины (тоже робот, между прочим) до крылатой ракеты через ПТУРы и ПЗРК. Каждый робот заточен под свою технологическую операцию: мина – оторвать ногу пехотинцу, сверхточный снаряд – уничтожить конкретную цель, противокорабельная крылатая ракета – преодолеть ПВО противника и протаранить вражеский корабль, ПТУР... и так далее. В этой технологической схеме у разведывательных БПЛА есть своё тёплое место, есть задачи, которые они могут решать и решают хорошо. В крайнем случае, можно навесить на него лазерную указку, чтобы подсветить обнаруженную цель и навести туда сверхточный снаряд или крылатую ракету. Другого робота, выполняющего другую технологическую операцию. Но как только мы попытаемся сделать из этого БПЛА многоцелевой радиоуправляемый штурмовик, мы получаем то, что получили – высокоэфективного охотника за похоронными процессиями.

ЗЫ:

На буржуйском drone означает трутень, что, кака бэ намекает: кто-то догадывался о сути вундервафли изначально.

Картина дня

наверх