Одна из ключевых героинь "Лесного техникума" – лесная мавка. Как и многие элементы сериала, этот персонаж взят из народного фольклора и несколько переосмыслен. А вернее сказать – проведена попытка реконструкции исходного образа, берущего начало в языческой старине. Ведь не секрет, что после тотальной христианизации Руси многие положительные мифологические персонажи сменили свою направленность и стали зловредными демонами.
В книге я попытался счистить с мавок эту чуждую шелуху и добраться до исходного смыслового ядра. И, заодно, обыграл некоторые популярные фольклорные сюжеты, с этими персонажами связанные.От начала: Название
Само слово "мавка" во многих славянских языках пишется и произносится как "навка", что отсылает нас к нави, потустороннему миру. Таким образом мавка это НЕ человек. Она – порождение потустороннего мира, мира нави, которое, тем не менее, обитает в мире явленном, в яви. Это порождает её особый статус. Мавки – волшебницы, причём волшебство у них в крови, для них колдовать... даже не скажешь: "Столь же естественно как дышать", ибо ещё более естественно. Ближайшие родственницы мавок – русалки – отметились способностью к оборотничеству. По своей сути они довольно близки к греческим нимфам – ещё не богини, но природа та же самая.
Место в мироздании и классификация
Мавки, наряду с русалками, вилами, богинками и прочими женскими персонажами являются природными духами, манифестацией дикой, природной жизненной силы. Земледелец Русской равнины сталкивался с дикой природой в трёх местах: в лесу, у воды и в полях и лугах. Соответственно, лесом заведуют мавки, водой – русалки, а в лугах и полях живут вилы (самовилы). Поля – наиболее окультуренная часть природы, можно сказать продолжение культурного пространства, поэтому вилы – наиболее дружелюбны к людям и, важный момент – они одеты. Русалки и мавки – наги. Здесь видно противопоставление культурного пространства – люди одеты, заняты делом, организованы, и дикой природы: мавки и русалки нагие, постоянно играют, шалят, веселятся, не чувствуют ответственности.
Из последнего, кстати, следует одно важное наблюдение: Исходно ни мавки, ни русалки не являются зловредными. Их дикая природная сущность может приносить людям как добро, так и зло. Могут в шутку защекотать до смерти, а могут спасти утопающего или вывести из леса заблудившегося, могут напугать до смерти (в прямом смысле), а могут и защитить от дикого зверя. А могут и соблазнить молодого парня, а то и зрелого мужчину. В этом они сродни древнегреческим нимфам. Изначально русалки и мавки связаны с силами плодородия: бытовало поверье, что там, где пляшут русалки хлеб лучше родится.
Интересно, что в фольклоре нет чёткого разделения: слово "русалка" является наиболее общим. Мавок иногда называют лесными русалками, а вил – полевыми, что указывает на родство этих образов, берущих начало, скорее всего в общеиндоевропейских пери, ставших европейскими фэйри, феями. Таким образом мавки, русалки, вилы – разновидности одного и того же.
Мавки, как и все природные духи, уходят на зиму в спячку и пробуждаются когда леса покрываются весенней зеленью. То-есть на Бельтайн.
Внешность
В большинстве быличек мавки/русалки предстают в виде нагих девушек, а то и вовсе девочек, что в принципе понятно, ибо нрав у них детский. И всё же, девушка на выданье – наиболее частый образ, ибо соблазнять – одна из их функций. Сравним с греческими нимфами, ибо в греческом языке "нимфа" означает: "невеста". В славянском, подвергшемся тотальной христианизации, фольклоре, у всех русалок есть какой-то изъян во внешности. Польско-украинские богинки на самом деле безобразны, а красивая внешность, которой они заманивают путников – иллюзия. Русалки – холодны, как рыбы, лесные мавки не имеют спины и если взглянуть на них сзади – видно что они либо щеголяют открытыми потрохами, либо просто представляют из себя кусок коры, на котором выдавлена человеческая внешность. Вилы скрывают под своими платьями лошадиные или козьи копыта. Но если мы взглянем на другие источники, либо древние (те же греческие нимфы) либо у народов, не подвергавшихся христианизации (индийские якшини, например) то увидим, что ничего подобного у женских духов нет. Поэтому мы можем смело отбросить эти детали, как следствие внедрения к нам чуждой культуры.
Вот и получается, что мавки, русалки и прочие в своём человеческом облике – красивые девушки брачного возраста или чуть моложе.
Жениться на русалке
Довольно популярный сюжет в славянском фольклоре: Юноша видит как купаются вилы или прилетают на берег лебеди, которые скинув оперение превращаются в прекрасных дев (валькирии?). Юноша крадёт платье одной из них и тем вынуждает вилу выйти за него замуж. Живут они после этого долго и счастливо, но кончается это всегда плохо: вила находит своё платье, тут же у неё просыпается дикая сущность и она улетает, забыв и мужа и детей.
Аналогичный сюжет мы находим в европейской легенде про фею Мелюзину (там герой увидел, как Мелюзина превращается в змею), представители северных народов женились на тюленихах. Так что сюжет этот очень и очень распространён.
Похожий сюжет и в сказке про царевну-лягушку, но там герой сам уничтожает лягушачью шкуру и потом вынужден идти за своей суженой далеко и на долго. Обыгрывает этот сюжет и Пушкин в Сказке о царе Салтане.
Популярны также и рассказы о русалках, которых используют в качестве домработниц, но самим русалкам, попавшим в такую кабалу это, понятно, не нравится.
Многие из этих сюжетов обыграны в "Лесном Техникуме", но подробный разбор мы оставим на следующий пост.