Смелые мысли

434 подписчика

Свежие комментарии

  • Woledemort Riddl
    Собственные фотошедевры в студию! Ну а насчёт цвета - бесят меня фотографии, которые выезжают исключительно на задран...Золотая Осень
  • Ирина Ракша
    Очень слабенькие фотографии. Особенно по цвету. Так что любоваться буквально не чем.Золотая Осень
  • Евгений Михайлович Кутузов
    -С удовольствием буду считать нибирушников!Эта звёздная ночь...

Как американцы подбили собственный авианосец

В последнее время в Сети появилось довольно много публикаций, прямо или косвенно утверждающих непобедимость и неуязвимость американского оружия. И наоборот, впрочем, об этом не сейчас. Авторы публикаций мешают откровенную ложь с правдой и пытаются доказать что нам давно пора капитулировать. Правда относительно удачными эти публикации оказываются только до тех пор, пока в комменты не приходят военные специалисты и не размазывают автора тонким слоем, как говно по асфальту, однако кое-что всё же стоит рассмотреть особо, ибо касается не только американцев но и отечественной военно-технической политики. Конкретно сегодня поговорим про авианосцы.

Во время Второй Мировой войны авианесущие корабли показали свою исключительную боевую эффективность. Но тогда же проявилась и их чрезвычайная уязвимость, когда единственный прорвавшийся к авианосцу самолёт, метко сбросивший единственную бомбу на лётную палубу выводил могучий боевой корабль из строя. Нет, не топил, но авианосец после этого терял возможность выпускать и принимать самолёты, превращаясь в Большое Самоходное Корыто. Впрочем, при особо удачном попадании – просто в Большое Корыто. У американцев была возможность обеспечить прикрытие поражённого корабля с воздуха, отвести его в ремонт и через 3 – 6 месяцев вернуть в строй, у японцев – нет, что и предопределило поражение Страны Восходящего Солнца на море.

Времена ныне другие, и авианосцы уже далеко не те, но вот проблема, как показывает опыт, осталась. Давайте вспомним историю, случившуюся с авианосцем Форрестол.

Одна маленькая ракета...

USS Forrestal
Форрестол при всём параде

...утром 29 июля 1967 года авианосец Форрестол пребывал в Тонкинском заливе. На палубе суетились матросы, готовя самолёты к очередному налёту на города и деревни Северного Вьетнама. На одном из самолётов была подвешена ракета Zuni – неуправляемая ракета калибра 127 мм, которую можно использовать и как ракету воздух-воздух, так и в режиме воздух-земля. В какой-то момент эта мелкая ракета взяла да полетела.

Как американцы подбили собственный авианосец
Вот она, убийца авианосцев американского производства, калибр 127 мм

Почему она полетела достоверно не знает никто. Есть версии, есть даже официальная, но... в общем, всё как всегда в таких случаях. Одно известно точно – на кнопку никто не нажимал. Впрочем, на последующий процесс это уже не влияло. Ракета попала в бак стоящего на другой стороне палубы готового к вылету штурмовика. Результат оказался немного предсказуем: от самого штурмовика не осталось даже металлолома, а от стоящих рядом вот именно что металлолом-то и остался, причём лом этот был обильно пропитан керосином, который, как известно, горит. А рядом стояли и другие самолёты. Заправленные и с полным боекомплектом. Ну и ещё по палубе валялись бомбы, снаряды... к вылету же готовились, к боевому! Короче, процесс пошёл.

USS Forrestal fire 1 1967
Собственно, в процессе

Надо отдать должное американским морякам, они проявили и мужество, а местами и настоящий героизм, практически голыми руками сбрасывая за борт горящие самолёты и боеприпасы. В борьбу за живучесть корабля включилась вся, повторяю, вся(!) ударная авианосная группа – к терпящему бедствие собрату подошли два оставшихся авианосца и три эсминца и принялись заливать горящую палубу имевшимися средствами (а они имеются, будьте уверены!). И это несмотря на то, что боеприпасы – не только на палубе, но и в трюмах – активно рвались и разлетались в разные стороны. Это, кстати, к вопросу о том, бегут ли американские солдаты от первого пука в их сторону. Недооценка врага – грех не меньший, чем преклонение передним. Но это так, к слову, вернёмся к нашим баранам и оценим результаты.

Результаты:

1) Пока тушили вся, повторяю, вся авианосная группировка, в составе 3 (трёх!) авианосцев и трёх эсминцев была не боеспособна. Не до того было.

2) 29 самолётов сгорело полностью, 42 серьёзно повреждены (по всей видимости подлежали восстановлению, но это в тепличных условиях вьетнамской войны).

3) 135 военнослужащих погибли, 64 раненых и обгоревших (по другим источникам – 161).

4) Главное – сам корабль. Авианосец Форрестол потерял возможность выпускать и принимать самолёты, но сохранил ход. Своим ходом он добрался до военно-морской базы Кьюби-Пойнт (Naval Air Station Cubi Point) на Филиппинах, где до 12 сентября на нём латали дыры, потом отправился в Норфолк (США) где им уже занялись профессионально. И занимались до 8 апреля 1968 года.

ИТОГО:

Маленькая, ни разу не противокорабельная ракета, вывела авианосец из строя на 8 (восемь!) месяцев! Это в условиях когда американский флот не встречал вообще никакого противодействия, когда авианосная группа могла бросить всё и заняться тушением собрата... Впечатляет?

Если вас поставить раком и...

Если, скажем, такая же авианосная группировка атакована единственной подводной лодкой проекта "Антей", которая возьмёт да выстрелит все свои 24 ракеты "Гранит"... с проникающими боевыми частями по 750 кг каждая... Граниты, конечно, уже научились перехватывать, но половина точно долетит. Кто кого будет тушить? Ведь когда в лётную палубу со скоростью 400 – 500 м/с бьёт болванка весом 750 кило, это гораздо хуже чем пукалка калибром 127 мм... А ведь эта болванка ещё и взрывается...

А другая такая же подлодка влупит теми же Гранитами по верфи. Куда поведут увечных чинить? А? А ведь противник не будет ждать пока увечные авианосцы будут чинить...

Yakhont
"Яхонт/Оникс" – ракета нового поколения, на смену "Гранитам". Яхонт - экспортный вариант Ониксов

Стоит задуматься

Собсно к нашей ущемлённой гордости: у них есть, а у нас нет! К проскользнувшим в печати сообщениям о планах построить собственный горесуперавианосец. Вопрос: а оно нам надо? Вместо одного авианосца можно построить 10 (десять!) "Антеев" и немеряно противокорабельных ракет. Обслуживание тоже выйдет сугубо дешевле.

Авианосцы были чрезвычайно эффективны во времена Второй Мировой, но с тех пор утекло много воды и техника шагнула вперёд. Как ни крути, но дура, размером в три футбольных поля, а шириной в полтора – слишком уж уязвимая цель. Наличие на палубе огромного количества оборудования, которое никак и ничем не спрячешь, но которое необходимо для того чтобы корабль мог выполнять свои задачи делает его уязвимым в квадрате. Одна удачно прилетевшая ракета превращает авианосец из большой дубинки в большой геморрой. Может лучше делать ракеты и их носители?

По итогам Первой Мировой...

Да, вот модно стало нынче поминать Первую Мировую. Кажется при чём тут... да вот при том! В те ещё года прозвенел первый звоночек для бронированных монстров: основную работу на море делали эсминцы и подводные лодки, дредноуты большей частью отстаивались в портах. Заставляет задуматься, не правда ли?

ЗЫ: А нам не повезло...

Мало кто знает, но в том штурмовике, по которому в далёком 67-м шарахнула взбесившаяся ракета Zuni, должен был лететь на задание некий МакКейн, ныне подвязающийся в США сенатором... Но, увы, в тот момент в кабине его не было...

Источники:
Википедия
Сайт «38 бригада кораблей ОСНАЗ ТОФ»

Картина дня

наверх