На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Смелые мысли

430 подписчиков

Как американцы подбили собственный авианосец

В последнее время в Сети появилось довольно много публикаций, прямо или косвенно утверждающих непобедимость и неуязвимость американского оружия. И наоборот, впрочем, об этом не сейчас. Авторы публикаций мешают откровенную ложь с правдой и пытаются доказать что нам давно пора капитулировать. Правда относительно удачными эти публикации оказываются только до тех пор, пока в комменты не приходят военные специалисты и не размазывают автора тонким слоем, как говно по асфальту, однако кое-что всё же стоит рассмотреть особо, ибо касается не только американцев но и отечественной военно-технической политики.

Конкретно сегодня поговорим про авианосцы.

Во время Второй Мировой войны авианесущие корабли показали свою исключительную боевую эффективность. Но тогда же проявилась и их чрезвычайная уязвимость, когда единственный прорвавшийся к авианосцу самолёт, метко сбросивший единственную бомбу на лётную палубу выводил могучий боевой корабль из строя. Нет, не топил, но авианосец после этого терял возможность выпускать и принимать самолёты, превращаясь в Большое Самоходное Корыто. Впрочем, при особо удачном попадании – просто в Большое Корыто. У американцев была возможность обеспечить прикрытие поражённого корабля с воздуха, отвести его в ремонт и через 3 – 6 месяцев вернуть в строй, у японцев – нет, что и предопределило поражение Страны Восходящего Солнца на море.

Времена ныне другие, и авианосцы уже далеко не те, но вот проблема, как показывает опыт, осталась. Давайте вспомним историю, случившуюся с авианосцем Форрестол.

Одна маленькая ракета...

USS Forrestal
Форрестол при всём параде

...утром 29 июля 1967 года авианосец Форрестол пребывал в Тонкинском заливе. На палубе суетились матросы, готовя самолёты к очередному налёту на города и деревни Северного Вьетнама. На одном из самолётов была подвешена ракета Zuni – неуправляемая ракета калибра 127 мм, которую можно использовать и как ракету воздух-воздух, так и в режиме воздух-земля. В какой-то момент эта мелкая ракета взяла да полетела.


Вот она, убийца авианосцев американского производства, калибр 127 мм

Почему она полетела достоверно не знает никто. Есть версии, есть даже официальная, но... в общем, всё как всегда в таких случаях. Одно известно точно – на кнопку никто не нажимал. Впрочем, на последующий процесс это уже не влияло. Ракета попала в бак стоящего на другой стороне палубы готового к вылету штурмовика. Результат оказался немного предсказуем: от самого штурмовика не осталось даже металлолома, а от стоящих рядом вот именно что металлолом-то и остался, причём лом этот был обильно пропитан керосином, который, как известно, горит. А рядом стояли и другие самолёты. Заправленные и с полным боекомплектом. Ну и ещё по палубе валялись бомбы, снаряды... к вылету же готовились, к боевому! Короче, процесс пошёл.

USS Forrestal fire 1 1967
Собственно, в процессе

Надо отдать должное американским морякам, они проявили и мужество, а местами и настоящий героизм, практически голыми руками сбрасывая за борт горящие самолёты и боеприпасы. В борьбу за живучесть корабля включилась вся, повторяю, вся(!) ударная авианосная группа – к терпящему бедствие собрату подошли два оставшихся авианосца и три эсминца и принялись заливать горящую палубу имевшимися средствами (а они имеются, будьте уверены!). И это несмотря на то, что боеприпасы – не только на палубе, но и в трюмах – активно рвались и разлетались в разные стороны. Это, кстати, к вопросу о том, бегут ли американские солдаты от первого пука в их сторону. Недооценка врага – грех не меньший, чем преклонение передним. Но это так, к слову, вернёмся к нашим баранам и оценим результаты.

Результаты:

1) Пока тушили вся, повторяю, вся авианосная группировка, в составе 3 (трёх!) авианосцев и трёх эсминцев была не боеспособна. Не до того было.

2) 29 самолётов сгорело полностью, 42 серьёзно повреждены (по всей видимости подлежали восстановлению, но это в тепличных условиях вьетнамской войны).

3) 135 военнослужащих погибли, 64 раненых и обгоревших (по другим источникам – 161).

4) Главное – сам корабль. Авианосец Форрестол потерял возможность выпускать и принимать самолёты, но сохранил ход. Своим ходом он добрался до военно-морской базы Кьюби-Пойнт (Naval Air Station Cubi Point) на Филиппинах, где до 12 сентября на нём латали дыры, потом отправился в Норфолк (США) где им уже занялись профессионально. И занимались до 8 апреля 1968 года.

ИТОГО:

Маленькая, ни разу не противокорабельная ракета, вывела авианосец из строя на 8 (восемь!) месяцев! Это в условиях когда американский флот не встречал вообще никакого противодействия, когда авианосная группа могла бросить всё и заняться тушением собрата... Впечатляет?

Если вас поставить раком и...

Если, скажем, такая же авианосная группировка атакована единственной подводной лодкой проекта "Антей", которая возьмёт да выстрелит все свои 24 ракеты "Гранит"... с проникающими боевыми частями по 750 кг каждая... Граниты, конечно, уже научились перехватывать, но половина точно долетит. Кто кого будет тушить? Ведь когда в лётную палубу со скоростью 400 – 500 м/с бьёт болванка весом 750 кило, это гораздо хуже чем пукалка калибром 127 мм... А ведь эта болванка ещё и взрывается...

А другая такая же подлодка влупит теми же Гранитами по верфи. Куда поведут увечных чинить? А? А ведь противник не будет ждать пока увечные авианосцы будут чинить...

Yakhont
"Яхонт/Оникс" – ракета нового поколения, на смену "Гранитам". Яхонт - экспортный вариант Ониксов

Стоит задуматься

Собсно к нашей ущемлённой гордости: у них есть, а у нас нет! К проскользнувшим в печати сообщениям о планах построить собственный горесуперавианосец. Вопрос: а оно нам надо? Вместо одного авианосца можно построить 10 (десять!) "Антеев" и немеряно противокорабельных ракет. Обслуживание тоже выйдет сугубо дешевле.

Авианосцы были чрезвычайно эффективны во времена Второй Мировой, но с тех пор утекло много воды и техника шагнула вперёд. Как ни крути, но дура, размером в три футбольных поля, а шириной в полтора – слишком уж уязвимая цель. Наличие на палубе огромного количества оборудования, которое никак и ничем не спрячешь, но которое необходимо для того чтобы корабль мог выполнять свои задачи делает его уязвимым в квадрате. Одна удачно прилетевшая ракета превращает авианосец из большой дубинки в большой геморрой. Может лучше делать ракеты и их носители?

По итогам Первой Мировой...

Да, вот модно стало нынче поминать Первую Мировую. Кажется при чём тут... да вот при том! В те ещё года прозвенел первый звоночек для бронированных монстров: основную работу на море делали эсминцы и подводные лодки, дредноуты большей частью отстаивались в портах. Заставляет задуматься, не правда ли?

ЗЫ: А нам не повезло...

Мало кто знает, но в том штурмовике, по которому в далёком 67-м шарахнула взбесившаяся ракета Zuni, должен был лететь на задание некий МакКейн, ныне подвязающийся в США сенатором... Но, увы, в тот момент в кабине его не было...

Источники:
Википедия
Сайт «38 бригада кораблей ОСНАЗ ТОФ»

Картина дня

наверх