Небольшой, но необходимый префэйс:
У меня в "Лесном техникуме" довольно много отсылок, часто прямых, к реальной истории и мифологии. Правда кое-что я творчески переосмыслил, НО! Все свои переосмысления могу обосновать и рад обсудить. Так что знатоки истории велком со своими возражениями и соображениями.
Одно только ограничение: матюгами не кидаться, умственные способности собеседников и автора не обсуждать! Сам обещаю придерживаться тех же принципов.Сегодня давайте поговорим про Илью Муромца. Итак:
Былинный Илья Муромец. Кем он был?
Прежде всего - датировка. Вообще говоря, былины - тот ещё источник информации. Так, согласно былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" от Чернигова до Киева по прямоезжей дорожке 500 вёрст, а по кривой и вся 1000. Верста была чуть меньше 2 км и ехать 500 вёрст от Чернигова до Киева... Моисей, который 40 лет водил евреев по Синайскому полуострову нервно и завистливо курит в сторонке. Для справки: Яндекс карты дают самый длинный маршрут (по всей видимости та самая древняя прямоезжая дорога) 150 км. Но всё же попробуем толику информации извлечь.
Так что мы знаем из былин?
Муромец служил у Владимира Красно Солнышко, то-есть у того самого, который крестил Русь.
Его корешем был Добрыня Никитич. Между прочим - вполне себе исторический персонаж, родной дядя Владимира Красно Солнышко, по совместительству - его дядька (воспитатель) и ближайший сподвижник. Не без его влияния Владимир принял христианство.
За отсутствием других указаний примем, что Муромец совершал свои подвиги именно во времена правления Владимира Великого, то-есть между 978 (когда Владимир сел на киевский стол) и 1015 годами.
Теперь вернёмся к главному вопросу:
Происхождение Ильи Муромца
У меня в "Лесном техникуме" Илья Муромец - физрук спецкафедры. Вот что про него сказано:
Илья Иванович Карачаров (такова оказалась настоящая фамилия легендарного Муромца, происходившего из хоть и мелкого, но древнего боярского рода, владевшего знаменитым селом ещё задолго до прихода Рюрика).
Пардон, но ведь в былине "Исцеление Ильи Муромца" прямо сказано:
В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Про то, что к сведениям из былин надо относиться критически я уже говорил, Давайте критически оценим эти слова. И сразу заметим: Времена те были жестокие и не изобильные, а крестьянское сословие тянуло все тяготы жизни, кормило князя, дружину, воевод, купцов, волхов, потом попов... В крестьянской семье рабочих рук всегда не хватало, а все рты были лишними. И вот в крестьянской семье 30 лет сиднем сидит такой жлоб и жрёт. А ежели стать богатырская, то жрёт не мало. Вы сами-то в это верите?
В гуманной Европе такого сидельца вполне могли уморить голодом. В наших диких краях... Чуть позже таких сплавляли в монастыри, в те ещё года монастыри, по слухам, тоже были, но было их мало, были они захудалые и насчёт принять такого немощного - ой сомнительно, так что тоже могли. И голодом уморить, и в жертву богам принести, но то, что содержать такого взрослого лба в крестьянской семье не стали бы - сомнений нет. И пускай срок 30 лет тоже вызывает сомнения - слишком он уж ритуально значим - но даже и до 20 лет, и то вероятность ниже статпогрешности.
Но если мы примем, что былинный Илья и правда был нетрудоспособен до вполне зрелого возраста и семья его содержала (а как мы дальше увидим - не только содержала), получается, что семья была очень даже зажиточной.
Поехали дальше. По былинам отец Ильи был христианином, а дед - язычником, из-за чего в семье произошёл острый конфликт поколений. Получается, что крестился отец Ильи задолго до Владимира. Христианство на Руси в те года в народ, в крестьянскую среду, почти не проникало, это было увлечением верхушки. Ещё одна монетка в нашу копилочку.
Дальше пришли калики перехожие, Илью исцелили и... начинаются форменные чудеса.
Илья быстренько собрался и рванул в Киев. Дорога не близкая, почти полторы тыщи км, то-есть и вёрст столько же. Правда ехал он не по прямой, но об этом в другой раз. А сейчас опять о деньгах.
Так вот, поехал Илья в стольный град Киев. Ехал он конно и оружно. По крайней мере у него был лук и богатырский конь. Почему богатырский? Кроме того, что говорят былины, есть ещё одно соображение: мужик-то сложения богатырского, а такого крестьянская кляча далеко не увезёт. А ещё ведь и припас надо какой с собой прихватить! Снарядить добра молодца в такой путь для крестьянской семьи - года три надо только пахать и не есть... А тут почти сразу.
Второе чудо: Илья почти сразу проявляет недюжинные воинские навыки. На коне скачет, Соловью с первой стрелы выбивает глаз, сходу снимает осаду с Чернигова... Да и в богатырскую среду - элиту тогдашнего воинского сословия - вписался сходу, как свой. А там одной силой много не сделаешь, там и умение надобно. Откуда оно у крестьянского сына? Уж если на то пошло, крестьянский сын скорее научился бы дудки и свистульки резать, чтобы их потом на базаре продавать, хоть какая помощь семье, а тут немощный как-то выучился из лука стрелять, снайперски... А вот для отпрыска воинского сословия, у которого ноги не очень ходят, а руки двигаются, освоить лук на высоком уровне - вполне естественно.
Отсюда, кстати, ещё вопрос: А насколько немощным был Илья ДО описанных в былинах событий? Если смог получить хотя бы начальную военную подготовку. Скорее всего он был не(трудо/бое)способен, но не был совсем уж парализован. Или его недуг носил временный характер, проявлялся приступами, etc. В любом случае в периоды ремиссий его учили на коне сидеть и из лука стрелять, а не землю пахать.
Вот и получается, что крестьянский сын у нас пропадает и появляется отпрыск семьи профессиональных и потомственных воинов, а учитывая настойчивое упоминание села Карачарова, вполне возможно, что его отец сидел в этом сельце воеводою. Так что версия о том, что Илья - боярского рода и семья его владела тем самым селом Карачарово - более чем жизнеспособна.
ЗЫ: Илья Муромец известен не только на Руси, его упоминают и в германских эпических поэмах, где его называют Ильёй Русским, великим воином княжеского рода.
ЗЫЗЫ: Был ли Илья славянского происхождения? Точно уже не выяснить, да и была тогда на Руси такая этническая окрошка, что правило: "Служит князю - значит русский!" было основной формой национальной идентичности. Но всё же, скорее всего Муромец и был муромцем, муровлянином, то-есть происходил из муромы - фино-угорского народа, давшего имя городу Муром и обитавшего в пространстве между Окой и Клязьмой. Народ этот, судя по археологическим находкам, был очень воинственным и в те ещё года славянское население в самом Муроме было крайне малочисленным.
Не был ли Илья потомком одного из последних князей/вождей муромы?